Как развивается российский рынок онлайн-образования

07.06.2017
Современные цифровые технологии формируют новые инструменты для развития университетов, обеспечивают возможность обмена накопленным опытом и знаниями.

Уже сейчас одна из крупнейших образовательных платформ для размещения онлайн-курсов Coursera предлагает 25 миллионам зарегистрированных слушателей более чем 2 000 курсов от более 150 университетов. Широкое использование онлайн-курсов создаст условия для индивидуализации обучения и доступности образования.

Уже сейчас можно отметить плюсы использования онлайн-курсов СПбГУ в учебном процессе:

  • снижаются трудозатраты преподавателей на методическое обеспечение дисциплины и аудиторную работу;
  • повышается качество, скорость модернизации содержания образовательных программ.

Авторы курсов и авторские коллективы, пройдя экспресс-школу погружения в «формат онлайн», отмечают, что это очень хороший опыт проработки знакомого материала для донесения его до слушателей. Обратная связь и вопросы от удаленной аудитории позволяют понять, какой материал в какой форме следовало бы подать, какую форму проверочных заданий использовать, где сделать акценты, на что требуется больше самостоятельной работы. Преподаватели успешно применяют этот опыт и в аудиторных занятиях.

Следует отметить важность и значимость участия авторов-преподавателей в сопровождении курсов. Работа в форуме, как альтернатива семинарским занятиям, позволяет корректировать учебный процесс и управлять им. Нынешнее поколение студентов, рожденное в цифровую эпоху, сильно отличается от предыдущих — оно гораздо быстрее адаптируется к новым электронным технологиям, имеет многолетний опыт электронного цифрового обучения различных форматов и выбирает для себя формат онлайн-обучения с большей легкостью, воспринимая его как привлекательный.

Имидж, опыт, качество образовательного продукта СПбГУ и лояльность потребителя к нашему бренду дают СПбГУ явное конкурентное преимущество в сфере развития онлайн-образования. Так, по результатам весеннего семестра популярность курсов СПбГУ уже вдвое превышает популярность курсов других вузов.

Можно отметить удачную апробацию системы прокторинга (процедуры подтверждения личности и контроля прохождения проверочных испытаний) при проведении зачетов и экзаменов по итогам изучения онлайн-курсов СПбГУ: она обеспечивает идентификацию сдающих экзамены. Факты нарушения процедуры экзамена, как и сама процедура, фиксируются на видео, и в случае спорных моментов оцениваются соответствующими работниками СПбГУ и принимается соответствующее решение.

Результаты весенней сессии 2017 года

  • в 2016 году в СПбГУ создано 19 онлайн-курсов по разным направлениям подготовки;
  • на курсы СПбГУ на национальной платформе открытого образования и на Coursera за 4 месяца записалось более 100 тысяч слушателей;
  • по результатам весенней сессии СПбГУ выдаст более 500 подтвержденных сертификатов об успешном освоении онлайн-курсов;
  • доход от реализации онлайн-курсов СПбГУ в весеннем семестре составил более 500 тысяч рублей.

В СПбГУ сформирован Центр развития электронных образовательных ресурсов. В целях обеспечения контроля и качества онлайн-курсов в настоящее время на базе учебно-методических комиссий сформированы рабочие группы, участвующие в отборе, проектировании и экспертизе онлайн-курсов; на базе студенческих советов формируются фокус-группы по направлениям подготовки для совершенствования курсов.

Предлагаются основные направления работы

  1. Проработка правовой базы онлайн-образования
    • разработка и принятие нормативно-правовых актов позволят включать онлайн-курсы в состав образовательных программ, осуществлять зачет результатов обучения на онлайн-курсах, обеспечивать привлечение средств на создание, поддержку и обновление онлайн-курсов.
  2. Исследования перспективных технологий обучения и потребностей обучающихся. Программы дополнительного профессионального образования
    • тестирование внедрения поточных курсов с использованием онлайн-технологий, высвобождения аудиторных часов для практической и индивидуальной работы со студентами; исследование развития онлайн-программ дополнительного профессионального обучения и анализ потребительского спроса.
  3. Развитие онлайн-программ довузовской подготовки и подготовки к стандартным экзаменам
    • дистанционные программы обучения для школьников потенциально способны охватить контингент абитуриентов по всей территории РФ и ближнего зарубежья. Для СПбГУ представляется возможным реализовывать программы подготовки к стандартным экзаменам по предметам школьной программы (ЕГЭ, ГИА и подобные) на основе уже имеющихся программ и методик, реализуемых в очной форме в рамках «подготовительных курсов».
  4. Пакетные предложения по программам высшего образования, в том числе реализуемые совместно с вузами-партнерами за рубежом
    • присутствие СПбГУ в этом сегменте онлайн-образования необходимо с точки зрения имиджевых и конкурентных перспектив. Принимая во внимание потенциал ВШМ, необходимо сконцентрироваться на создании специализаций и дистанционных MBA-программ, проработать вопросы поиска партнеров для создания корпоративных образовательных центров (например, Газпром, РЖД).
  5. Продолжение подготовки уникальных онлайн-курсов по разным направлениям подготовки и внедрение новых сервисов, сопутствующих онлайн-курсам
    • уже сейчас, например, на национальной платформе онлайн-образования СПбГУ уверенно занял языковую нишу и предлагает слушателям подготовку в области русского языка, китайского языка, вскоре — латыни и т. п. Вместе с этим онлайн-курсы по физиологии, психологии, психолингвистике, базам данных, истории собрали большое количество слушателей. Оценивая аудиторию слушателей, наблюдаем, что одни и те же пользователи с успехом обучаются высшей математике и китайскому языку на курсах СПбГУ.

В 2017 году СПбГУ планирует подготовить и разместить на НПОО и Coursera не менее 50 онлайн-курсов в области медицины, физики, информатики, биологии, дизайна, юриспруденции, международных отношений и т. п.

Материалы ректорского совещания от 22.05.2017


Возврат к списку


© 2014 Санкт-Петербургский государственный университет