Абсентеизм и презентеизм снижают производительность труда: о пользе финансовой грамотности на рабочем месте
Система общего образования не включает в себя обучение управлению личными финансами, а опыт родителей зачастую ограничен или отрицателен. Молодежь является одной из наиболее уязвимых социальных групп. Можно смело говорить о финансовой безграмотности молодого поколения.
Цифровизация наступает! Но, по словам Р. А. Кокорева, заведующего лабораторией финансовой грамотности экономического факультета МГУ, цифровая грамотность ≠ финансовой грамотности. А самонадеянность молодого поколения только растет: они считают, что если они пользуются компьютером, то автоматически владеют и финансовой грамотностью. Это ошибочное суждение. Разрыв между передовыми технологиями и уровнем знаний массового потребителя будет только увеличиваться. Поэтому форма консультаций в рабочее время представляется оптимальной для решения финансовой грамотности взрослого населения, занятого на работе большую часть времени.
В чем преимущества финансового просвещения работника? Почему это может быть выгодно?
Во-первых, такие мероприятия интересны сотрудникам и повышают их лояльность к компании
Во-вторых, грамотные сотрудники становятся богаче, а богатые сотрудники лучше работают, так как вполне довольны своей жизнью, уровнем заработной платы и т.д.
В-третьих, бюджетные учреждения могут отчитаться по выполнению государственной программы повышения финансовой грамотности населения. Также подобный проект по финансовой грамотности для сотрудников может рассматриваться как ценное дополнение в соцпакет.
Макаров Сергей, директор Национального центра финансовой грамотности. «Европейские ученые, регулярно проводящие исследования по уровню финансовой грамотности населения, выяснили, что люди, имеющие долги, имеют также проблемы и со здоровьем. Они чаще других отсутствуют на рабочем месте для решения своих финансовых вопросов и используют рабочее время для деятельности, не связанной с работой. На западе у этих проблем существуют научные определения: абсентеизм и презентеизм».
Каковы могут быть формы взаимодействия с работниками:
- Дистанционные: дистанционно: он-лайн консультации, по телефону, размещение материалов на сайте, рассылка материалов по электронной почте.
- Контактные: личные консультации, семинары, мастер-классы, тренинги.
В основе всех консультаций должны лежать базовые финансовые знания.
Очень актуально и своевременно прозвучало предложение О.Гришиной, профессора Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, на тему «Университета серебряного поколения» - ответственности работодателя за финансовое будущее работника, вышедшего на пенсию. Эта категория людей особенно беззащитна перед различного рода мошенниками и как никто нуждается в повышении финансовой грамотности и безопасности. Но пожилым людям гораздо проще задать вопрос и сразу получить ответ, чем читать материалы в учебниках или на специализированных сайтах.
В странах Европы и Америки подобные программы давно и успешно реализуются. Теперь возможность повысить финансовую грамотность сотрудников на рабочем месте доступна и в России.