Как вызовы времени меняют итоговую аттестацию
Опыт применения всего многообразия дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе позволяет Университету не только повышать качество формирования и развития профессиональных компетенций у обучающихся, но и подтверждать особый статус уникального научно-образовательного комплекса, первого университета России, центра образования и науки. Мы поставили перед собой трудную задачу, которая еще вчера казалась нереальной, — разработать и внедрить совершенно новый эффективный механизм итоговой аттестации в дистанционном формате. Ключевая идея заключалась в трансформации традиционных технологий проведения государственных экзаменов и защит ВКР в единый мультиинструментальный механизм с комфортной средой и простотой доступа к ее возможностям. И нам удалось это реализовать и апробировать.
Было очень трудно, так как, к сожалению, более половины обучающихся боялись нового и не хотели его принимать. Доходило до того, что некоторые студенты сами отключали себе интернет, пытаясь создать видимость технических проблем. Другие призывали однокурсников — и даже иностранных студентов — не подключаться к системе, а писать о том, что выполнить вход не удается. Уверен, что подобное поведение было обусловлено стрессом, а не каким-то злым умыслом. Но всем людям приходится иногда делать то, что им не хочется, работать в условиях стресса, проявлять нестандартность мышления и креативность, решать сложные задачи. Только те, кто в состоянии с этим справиться, в итоге и добиваются высот в профессиональной деятельности. И естественно, итоговый контроль обучения, складывающийся, с одной стороны, из создания большой индивидуальной выпускной работы, которую необходимо презентовать и защитить в условиях волнения, и, с другой стороны, государственного экзамена, заставляющего в короткое время мобилизовать свои знания и навыки, — это знак качества, который Университет дарит своим выпускникам. Это гарантия того, что за них потом будет не стыдно. И я очень рад, что всем студентам, принимавшим участие в тестировании новой системы, в итоге удалось успешно сдать все зачеты. Именно такие высококлассные специалисты нужны лучшим работодателям, лидирующим во всех отраслях.
Конечно, в ходе первой проверки нового механизма аттестации в рамках проведения зачета по дисциплине «Основы современной экономики» ООП бакалавриата «Экономика» 24 апреля 2020 года сотрудниками Университета были зафиксированы различные технические ошибки и сбои. Однако они не повлияли на результат проведения промежуточной аттестации по дисциплине, зато помогли выявить все многообразие сложностей, с которыми столкнулись обучающиеся, и принять соответствующие решения с целью усовершенствования нового механизма. Это тестирование показало, что все технические и программные вопросы могут быть решены в кратчайшие сроки. За три дня были изменены настройки системы прокторинга, в том числе разрешения на запуск программ и перечень допустимого оборудования, изменен регламент работы и открыт доступ для обучающихся в специальную службу ServiceDesk с целью получения консультаций по техническим и организационным вопросам от сотрудников технической поддержки Управления-службы информационных технологий, начальника учебного отдела по направлению «Экономика», ответственных за проведение аттестации из числа НПР, значительно расширен список устройств для проведения тестирования и т. п. Очень хорошо проявили себя коллеги из Управления-службы информационных технологий Университета. Перед первым зачетом (24 апреля) в службу технической поддержки вообще не было обращений. В ходе же испытаний коллеги оперативно реагировали на все сигналы от студентов. А уже перед вторым зачетом (28 апреля) студенты начали заранее обращаться за помощью, чтобы проверить настройки своих компьютеров и планшетов. Мне известно, что некоторым ребятам, имевшим определенные проблемы с техникой, проводили индивидуальную настройку оборудования.
Внесенные изменения в техническую, информационную и организационную поддержку нового механизма значительно повысили качество процесса аттестации, что подтвердилось в ходе успешного проведения второго и последующих его тестирований 28 и 29 апреля в рамках проведения пробных государственных экзаменов по ООП бакалавриата «Управление персоналом», «Бизнес-информатика» и «Экономико-математические методы». Если при проведении первого зачета уровень технических накладок можно установить на условной отметке в 90%, то при проведении последующих трех испытаний, которые состоялись всего через три дня, указанный показатель составил менее 1%.
Опыт проведения четырех испытаний нового механизма аттестации позволил выявить множество положительных моментов. Прежде всего это высокий уровень контроля процесса аттестации, который носит индивидуализированный и непрерывный характер, уменьшает риск несамостоятельной работы. Система автоматически наблюдает за лицом обучающегося и направлением его взгляда, шумом вокруг, открытием посторонних программ и приложений, за другими параметрами (их более 20), ежесекундно подсчитывает суммарный «индекс доверия» к обучающемуся и в случае его понижения предупреждает как обучающегося, так и наблюдателя (им может выступать как преподаватель, так и специально определенный сотрудник) о возможных некорректных действиях. Наблюдатель всегда может посмотреть запись предшествующих событий и в случае необходимости своевременно и аккуратно вмешаться, высказать замечания в чате или включить свой микрофон и камеру и непосредственно пообщаться с обучающимся. В особо острой ситуации можно заблокировать дальнейшее прохождение испытания, но в любом случае решение об этом принимает контролирующий сотрудник, а не система сама по себе. Таким образом, всегда можно определить с большой долей вероятности степень самостоятельности работы при выполнении заданий или ответах на вопросы, что существенно повышает объективность и прозрачность процедуры аттестации, защищая права самого обучающегося, которому не предъявляются требования, отличные от поведения, соответствующего аттестации в очном формате. А с учетом того, что сегодняшние обучающиеся Университета имеют высокий уровень компетенций в области удаленных коммуникаций, для них не должно быть дополнительных сложностей в адаптации к подобному формату аттестации.
Следующим положительным аспектом является простота и удобство использования нового механизма — как для обучающегося, так как аттестацию он может пройти в привычной обстановке, с домашнего компьютера, ноутбука и даже смартфона, что снижает уровень стресса, так и для принимающих экзамен, которым не нужно непрерывно следить за тем, что происходит у каждого обучающегося, поскольку все можно просмотреть в записи по завершении аттестации. Систему выгодно отличает интуитивно понятный интерфейс. В любой момент обучающийся может задать вопрос в чате или активировать голосовое и видеообщение, что в отличие от очного формата не мешает другим обучающимся и не отвлекает принимающих экзамен от наблюдения за остальными. Новый механизм аттестации не только обеспечивает доверие, подтверждает, что обучающийся демонстрирует свои знания, что именно он самостоятельно проходит аттестацию, но и организует дистанционное по форме, но очное по сути общение участников образовательного процесса.
Стоит отметить положительный момент, связанный с гибкой настройкой формата заданий, их вариативностью и случайным выбором, что усиливает качество проверки сформированности компетенций. Если для выполнения практических заданий необходим запуск программных продуктов или скачивание файлов заданий, то возможно установить соответствующие разрешающие опции в системе.
Как и любое технологическое нововведение, новый механизм аттестации может поначалу вызвать испуг или другие формы неприятия как у обучающихся, так и у преподавателей. И это абсолютно нормальная реакция. Пробные тестирования, совместная слаженная командная работа универсантов снимают большинство вопросов, позволяют избавиться от излишнего стресса и помогают безболезненно пройти пока еще непривычный формат итоговой аттестации.
Опыт разработки, внедрения и тестирования нового механизма не только говорит о низких рисках с точки зрения качества дальнейших планируемых аттестационных мероприятий и их стабильности, но и дает уверенность в успешном проведении итоговой аттестации, способствующей соблюдению интересов выпускников, членов ГЭК и других участников процесса.
Новый наступающий технологический уклад общества предъявляет свои высокие требования. Коммерческим компаниям, учреждениям образования и культуры, научным институтам и органам государственной власти нужны специалисты, способные полноценно действовать в различных условиях, быть в постоянном доступе и делать свою работу на расстоянии. Реализация этого и подобных ему проектов позволяет Университету выпускать специалистов будущего. Именно это, новое поколение обучающихся будет готово к неизвестным пока вызовам, которые предъявит нам современный мир.