Единый образовательный стандарт СПбГУ: подготовка профессионалов для современной экономики
Марина Юрьевна, что включает в себя единый образовательный стандарт СПбГУ? Когда и в связи с чем он был разработан?
Образовательный стандарт ― это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию, то есть та минимальная планка, которая определяет, чему должны соответствовать все наши разнообразные и многочисленные основные образовательные программы. В 2017 году постановлением Правительства РФ была утверждена Федеральная программа «Цифровая экономика», в которой было заложено требование, предполагающее, что в ближайшее десятилетие программа обучения должна быть перестроена таким образом, чтобы все выпускники вузов владели базовыми компетенциями цифровой экономики. Но их определения там дано не было. Поэтому при создании Единого образовательного стандарта СПбГУ — 2018 мы сразу же постарались сформулировать универсальные компетенции по всем уровням образования с учетом требований цифровой экономики. И к сегодняшнему дню мы добились определенных результатов.
Важно отметить, что в основных образовательных программах сформулированы универсальные и профессиональные цифровые компетенции, которые формируются не только общеуниверситетской дисциплиной, реализуемой в электронном формате в Blackboard, в целом этому способствует общий системный подход, применяющийся к любой образовательной программе СПбГУ. Вы наверняка слышали о том, что в 2016 году Герман Греф уволил несколько сотен юристов Сбербанка — их работу теперь выполняют нейронные сети — и при этом сохранил сотрудников на тех позициях, которые не могут быть заменены искусственным интеллектом. Но они должны уметь работать с большими данными и элементами ИИ. В задачи Университета входит, чтобы наши выпускники, будь то дизайнеры, филологи и переводчики, специалисты в области журналистики, геологии или нефтегазового дела, легко решали профессиональные задачи такого уровня. Я уже не говорю про математиков, физиков и химиков, чья профессиональная деятельность часто связана с использованием компьютерных технологий.
Реализовать эту задачу можно в первую очередь за счет того, что в образовательных программах заложены элементы работы с информационными системами и технологиями. Кроме того, преподаватели должны быть готовы к запросу о подготовке компетентных для цифровой экономики специалистов. Конечно, этот запрос исходит не только со стороны профессиональных сообществ и наших потенциальных работодателей, но и со стороны студентов, которые в будущем хотят иметь высокий уровень подготовки и быть востребованными специалистами.