Экономисты выступили экспертами по вопросам влияния механизмов исчисления утилизационного сбора на рыночную цену легковых автомобилей
Профессор Елена Ефимова (кафедра мировой экономики СПбГУ) и профессор Жанна Писаренко (кафедра управления рисками и страхования СПбГУ) по запросу Северо-Западного Главного управления Банка России выступили экспертами по вопросам механизмов исчисления утилизационного сбора в отношении легковых автомобилей. На сегодняшний день размер утилизационного сбора оказывает значительное влияние на формирование цены легковых автомобилей: он составляет от 2% до 9% розничной цены импортируемых в РФ автомобилей и от 0,3% до 3,5% отечественных.
Экспертами отмечено, что изменения, внесенные Правительством РФ в отношении исчисления утилизационного сбора в 2023 и 2024 гг. обеспечили применение единого подхода к налогообложению легковых автомобилей в соответствии с действующим законодательством РФ. Письмо № 03-13-06/82517 от 30.08.2023 «Об обеспечении единого подхода к исчислению акциза, транспортного налога, утилизационного сбора в отношении легковых автомобилей» предполагало использование дискретной шкалы утилизационного сбора в зависимости от объема двигателя автомобиля. Это привело к непропорциональному росту цен на бюджетные модельные ряды зарубежных и отечественных автомобилей. Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» предполагает прогрессивную шкалу исчисления утилизационного сбора в отношении легковых автомобилей в зависимости от мощности двигателя.
Установленный механизм в перспективе выравнивает налогообложение для автомобилей разной комплектации, что позволяет пополнять бюджет при одновременном развитии разных сегментов рынка.