Эксперт СПбГУ рассказала о проверке качества финансового менеджмента в Университете
В начале выступления спикер подчеркнула, что Санкт-Петербургский университет одновременно обладает статусом как участника бюджетного процесса (главным распорядителем и получателем бюджетных средств), так и неучастника — федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением. Университет рассматривает внутренний финансовый аудит как реальный инструмент, обеспечивающий получение объективной и всесторонней информации о реализации своих бюджетных полномочий и осуществления финансово-хозяйственной деятельности. В рамках этой деятельности СПбГУ проводит анализ своей деятельности и как учреждения, а не только главного распорядителя, что обусловлено двумя причинами. Во-первых, в рамках государственного финансового контроля Университет проверяется именно в таком статусе, а во-вторых, отдельные направления, оцениваемые Минфином России в рамках мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляются им также как учреждением.
«При планировании аудиторских мероприятий в полной мере применяется риск-ориентированный подход, основанный на проработке потенциальных рисков для Университета как главного распорядителя и получателя бюджетных средств и учреждения. Мы учитываем типичные нарушения в финансово-бюджетной сфере, выявляемые органами государственного финансового контроля. Также делается акцент на выявление коррупционных рисков в деятельности СПбГУ, особенно в части закупочной деятельности, ― рассказала Кристина Иванова. ― Планирование аудиторских мероприятий осуществляется таким образом, чтобы охватить практически все направления деятельности Университета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета».
Одним из основных направлений для анализа является эффективность планирования и использования средств федерального бюджета при осуществлении основных видов деятельности ― образовательной, научной, экспертной, медицинской. Кроме того, эксперты уделяют внимание организации и осуществлению закупочной деятельности Университета, а также эффективности и целевому характеру использования имущества СПбГУ, в частности Научного парка.
Начальник Контрольно-ревизионного управления СПбГУ пояснила, что работа коллектива выстроена достаточно независимо и автономно за счет непосредственного подчинения ректору, а также доступа ко всем используемым в деятельности Университета информационным системам, что позволяет максимально критически оценивать информацию, предоставляемую должностными лицами, а также предоставлять объективную аналитику.
В ходе проведения аудиторских мероприятий существенная роль отводится анализу причин и обстоятельств нарушений и недостатков, потенциальных рисков. В этой связи, как правило, изучается построение управленческих процессов. Результаты аудиторских мероприятий преимущественно сопровождаются формированием аналитических материалов, а для повышения эффективности выполнения поручений ректора, данных по результатам проверки, начальник управления принимает участие в контроле за их реализацией. Работа в этом направлении продолжается до тех пор, пока выявленные риски не будут устранены или существенно минимизированы, а качество управленческих процессов повышено.
«Принимая во внимание, что речь идет об использовании бюджетных средств и государственной собственности, в Университете развита практика направления материалов аудиторских мероприятий в правоохранительные органы в случае выявления признаков причинения материального ущерба, ― отметила Кристина Иванова. ― При этом обеспечивается открытость результатов анализа и проверки деятельности СПбГУ. Соответствующая информация размещается на официальном сайте Университета, доводится до сведения работников и обучающихся посредством рассылки на корпоративные электронные адреса».
Одной из мер, направленных на повышение эффективности и целевого использования бюджетных средств, выступает расширение форм общественного контроля при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Так, например, представители студенческих советов привлекаются к приемке работ по контрактам, конечным потребителем по которым выступают обучающиеся. Подробнее об этом можно прочитать в материалах: Дать оценку результатам ремонтных работ в СПбГУ может любой универсант и За состоянием общежитий СПбГУ следят сами студенты.
По словам начальника Контрольно-ревизионного управления СПбГУ, такой комплексный подход позволяет выстроить целостную картину реализации Университетом бюджетных полномочий как главным распорядителем и получателем бюджетных средств, а как учреждением – осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Вместе с тем система внутреннего финансового аудита в целом может совершенствоваться и далее. Эксперт СПбГУ предложила два направления: учет специфики статуса образовательных организаций, ориентацию на содержательную оценку результатов осуществления внутреннего финансового аудита главными администраторами бюджетных средств.
«Также хотелось бы отметить, что СПбГУ, как, вероятно, и другие главные администраторы бюджетных средств, на текущий момент наблюдает тенденцию на расширение интенсивности информационного обмена между министерствами в рамках межведомственных соглашений, ― заметила Кристина Иванова. ― Это позволяет радикально усовершенствовать процедуры контроля, содействуя оперативному выявлению отклонений в учетных данных в автоматическом режиме, без приложения значительных трудовых затрат. В связи с этим Университет предлагает рассмотреть вопрос формирования так называемых открытых соглашений, предполагающих возможность их подписания всеми заинтересованными главными администраторами бюджетных средств в целях предоставления им доступа к типовым шаблонам отгрузок данных и расширенным аналитическим инструментам информационных ресурсов, и прежде всего – сопровождаемых Федеральным казначейством».
По мнению начальника Контрольно-ревизионного управления СПбГУ, подобный подход способен обеспечить значительный по масштабам положительный общественный эффект в виде роста эффективности использования бюджетных средств, что непосредственно относится к основным задачам Министерства финансов.
Руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин поддержал данное предложение, отметив целесообразность предоставления главным администраторам бюджетных средств информации о том, как внешняя система видит их.
Похожие материалы:
- Бухгалтерский учет в СПбГУ: прошлое и настоящее
- Кто и как проверяет финансово-хозяйственную работу Университета: прошлое и настоящее
# хозяйственная деятельность # борьба с коррупцией