Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предприятия и предпринимательства
С 1931 г. — с тринадцати лет — до 1936 г. в качестве рядового колхозника А. А. Маркин трудился в родном селе, сочетая работу, с учебой в школе колхозной молодежи. В 1936—1937 гг. завершил неполную среднюю школу и стал студентом — до 1939 г. — педагогического училища, но поработать по полученной специальности не довелось: в сентябре 1939 г. его призвали в армию и направили в военное училище Московского военного округа.
Через два года — в августе 1941 г. младшего лейтенанта А. А. Маркина назначили командовать взводом отдельной автороты. Здесь, в декабре 1941 г., он принял участие в разгроме немцев под Москвой. Затем, добавляя по звездочке на погонах, в составе Западного, Брянского и 1-го Белорусского фронтов обеспечивал техническую исправность автопарка своей роты. И надо только представить, как это было непросто и нелегко.
Непроходимость засасывающих грязью в осенне-весеннюю распутицу и сыпучими снегами зимой дорог, устранение поломок и повреждений оказавшихся под обстрелом или бомбежкой машин, трудности с запасными частями, перебои с горючим... Да мало ли что могло происходить и происходило в суровых, быстро и совершенно в неожиданной форме возникающих трудностей во фронтовых условиях. А времени в обрез — с трудностями никто (тем более враг) не считался — транспорт должен быть на ходу, рота должна двигаться.
С нею — ротой — на обеспечиваемых им исправность машинах А. А. Маркин участвовал в Бобруйско-Витебской, Висло-Одерской и других операциях, дошел до самой Германии. Здесь — уже после Победы — он оставался еще до сентября 1948 г. в качестве начальника по технической части отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона стрелковой дивизии, находившейся на территории Германии. После демобилизации старший лейтенант в отставке А. А. Маркин, награжденный двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», в течение года завершил занятия в средней школе и в 1949 г. стал студентом экономического факультета Ленинградского университета.
Затем — с 1954 г. — он аспирант, ассистент, кандидат наук (1963 г.), доцент (1967 г.), заместитель декана (1965 г.), и. о. заведующего кафедрой, а после защиты в 1975 г. докторской диссертации и получения профессорского звания — заведующий (с 1976 по 1996 г.). Он автор более 70 научных работ, в том числе 5 монографий. За участие в разработке социального планирования отмечен медалью ВДНХ. Член КПСС с 1942 г. А. А. Маркин вел большую общественную работу на факультете и в университете.
Бережной А.Ф. Они сражались за Родину: Универсанты в годы войны и в послевоенные годы. Вып. 3. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. С. 76.
Андрей Александрович Маркин, наотрез отказывался рассказывать о своем боевом пути.
За 45 лет, что мы довольно близко были знакомы с Андреем Александровичем, я много раз пытался вытянуть из него хоть что-то... Пару раз, хоть что-то удалось. Удавалось иногда и другим, и по этим крохам восстанавливался боевой путь Андрея Александровича.
Было известно, что во время войны Андрей Александрович некоторое время командовал автобатальоном. Как-то я пытался расспросить, как ездили на войне. Слово за слово Андрей Александрович рассказал про один очень опасный спуск, по которому ему пришлось некоторое время ездить. Спуск этот был очень крутой, извилистый, а дорога вымощена бревнами, на которых машину нещадно кидало. По этому спуску ездили только после стакана спирта. И тут я задал наивный вопрос: «А тормоза?». Андрей Александрович взглянул на меня очень удивленно: «Какие тормоза? Никаких тормозов. Тормозили двигателем». И тут он рассказал, как у него на этом спуске заглох двигатель. И вот уже груженная снарядами машина, под непрерывным артобстрелом, набирая скорость, мчится по бревнам, подскакивая так, что того и гляди спрыгнет в кювет, а Андрей Александрович, вцепившись в руль, пытается «войти» в очередной поворот. Вошел во все. Как это ему удалось - до сих пор сам не знает!
Еще одну историю про Андрея Александровича рассказал мне 13-й декан экономического факультета Г.В.Горланов. Он слышал ее от кого-то из сослуживцев А.А.Маркина. Правда, Андрей Александрович подлинность этой истории подтвердил. Это было при форсировании Днепра. Наши войска совершенно неожиданно для противника во многих местах вышли к Днепру и сходу начали переправу. Андрей Александрович командовал батальоном, устанавливавшем понтоны (да простят мне военные - я не знаю, как это называется). По только что наведенным понтонным мостам непрерывным потоком шли танки, сотни танков. Счет шел буквально на минуты, поскольку, без всякого преувеличения, от того, сколько танков успеет переправиться на Западный берег Днепра до того, пока противник не организует прочную оборону, зависел дальнейший ход (не исход!) войны.
Одну из таких переправ наводил батальон Андрея Александровича. И когда по мосту вовсю шли танки, вражеский снаряд разбил один из понтонов. Переправа встала. И тогда Андрей Александрович и еще десятки, я не знаю точно сколько, солдат его батальона по грудь в воде взвалили на себя балку переправы, и по ней снова пошли танки. Сколько они простояли в холодной воде, история умалчивает. Но это и не важно: они стояли столько, сколько понадобилось, чтобы подогнать новый понтон!
А весь боевой путь Андрея Александровича… у него на груди.
И.П. Бойко, профессор кафедры экономики предприятия и предпринимательства СПбГУ