
Научный полк. Николай Дмитриевич Колесов: «Свой первый полет я совершил на крыле „кукурузника“»
Колесов Николай Дмитриевич (1925-2012)
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и экономической политики
Н. Д. Колесов родился на хуторе Речка Алексеевского района Волгоградской области. Его родители — мать, Матрена Федоровна, и отец, Дмитрий Федорович, крестьяне-казаки, с первых дней коллективизации вступили в колхоз, где прожили и проработали всю свою жизнь.
Летом 1941 года Николаю было 15 лет, он закончил 8 классов. В памяти навсегда осталось 22 июня — теплый солнечный воскресный день. Вместе с друзьями он отправился отдыхать на реку, когда до родной станицы долетело страшное известие. Семеро пацанов, обсуждая начало войны, пришли к выводу, что максимум за неделю враг будет разбит. Так воспитывали. В школе хорошо было поставлено военное дело: изучали винтовку, а потом и ППШ.
Если завтра война,
Если завтра в поход,
Будь сегодня к походу готов.
Это и придавало уверенности в победе.
И уж, конечно, никто из семёрки не предполагал, что кому-то из них придется воевать (пятеро «стратегов» погибли на фронтах).
С первых дней войны ушли на фронт отец и все дядья. А сам Николай доучивался в школе. По состоянию здоровья он был определен в военно-воздушные силы, должен был учиться в лётном училище, но стать лётчиком не удалось.
Весной 1943 Николай Дмитриевич был призван на фронт — вчерашний школьник надел военную форму, хотя на тот момент ему исполнилось всего 17 лет. В сентябре попал на передовую в Луганскую область, в действующую армию, 4-й Украинский фронт. Пешком прошел шесть областей, и в память навсегда врезались те дни.
… Бои за Мелитополь. Август — сады полны абрикосов. Во время перебежки с автоматом падаешь на огороде — рядом красный спелый помидор, но его не попробуешь…
В боях за Перекоп Николай Колесов был тяжело ранен. Крым взять сходу никак не получалось, шло ожесточенное сражение. Необходимо было взять «языка», чтобы узнать о продвижении вражеских сил. Но никак не удавалось это сделать. Возьмешь языка из румынских частей — ничего не поймёшь, а немца взять очень трудно! В одной из разведок приметили немца, снайпера, и быстро составили план его захвата.
И вот в голой степи разведчики ползут за «языком». От наших траншей не раздается ни выстрела — там знают о разведке. А с немецкой стороны почему не стреляют? Потому что и их разведка работает, и оказалась сзади нашей. И когда до намеченного снайпера осталось всего метров 5, раздались крика: «Хальт! Хальт!» Вскочили, и тут Николаю прошило автоматной очередью ногу. С поля боя вынесли товарищи, дотащив на плащ-палатке до своих товарищей. Но ногу всё-таки потерял.
Потом был полевой госпиталь. Эти госпитали возвращали в бой многих бойцов. Врачи на пределе человеческих сил выполняли сложнейшие операции. Из полевого госпиталя Николай Дмитриевич был эвакуирован в Донецк на самолёте, фанерном «кукурузнике» «ПО-2». В такой самолёт помещались: один пилот, человек рядом с пилотом и двоих на носилках привязывали к крыльям. Так, на крыле, видя только небо над собой, рядовой Колесов пролетел почти 300 км. Это был его первый в жизни полёт!
Из Донецка Николая эвакуировали на санитарном поезде в Тбилиси. Там, уже в стационарном госпитале, разбитом в студенческом общежитии, провёл 4 месяца.
Провоевав 1,5 года Николай возвратился домой. В родном селе предложили сначала пойти в школу учителем, которых в те годы не хватало, и среднего образования было вполне достаточно, чтобы учить детей. Но поработать учителем тогда не пришлось.
Председатель колхоза послал Николая на курсы пчеловодов. Там научился и ульи делать, и за пчелами ухаживать. В саду у Колесова появилось 30 ульев, потом их стало 50. И двум соседним колхозам по 10 ульев отсадил. Даже старые опытные пчеловоды удивлялись, как у такого молодого и ещё не такого опытного получается собрать такое количество мёда. Новость о Победе застала Николая Дмитриевича на пасеке.
Изучив рациональное устройство пчелиной семьи, Н. Д. Колесов подал заявление в ЛГУ, получил приглашение. Пришлось ехать в Сталинград за 400 километров оформлять пропуск. Приехав в Ленинград, поступил в ЛГУ на экономический факультет, на отделение политэкономии. С тех пор и до последних дней жизнь Николая Дмитриевича была связана с факультетом и Университетом. Его имя вошло в экономические энциклопедии.
(По материалам интервью «Свой первый полет я совершил на крыле „кукурузника“», опубликованным в «Газете» экономического факультета СПбГУ от 8 мая 2002 г. стр. 2)
Николай Дмитриевич вспоминал
— Очень хорошо помню мой последний день на фронте — 29 января 1944 г., на Перекопе. Ночью, когда мы пошли брать «языка», возле немецких траншей меня ранили. Очередь разрывных пуль прошила левую ногу. Друзья-разведчики дотащили меня до своих, «домой» (тогда-то я и понял, что означает фраза «с тобой — хоть в разведку»), оттуда эвакуировали в Донецк. Я запомнил все детали: носилки, дождь, грязь; когда очнулся — подумал, что меня несут на кладбище… Но я попал в полевой госпиталь. Впервые летел на самолете, лежа на носилках, привязанных к крылу «кукурузника». К другому крылу привязали другие носилки, а третий раненый, сидячий, был рядом с летчиком… Победа была не за горами. Я к тому времени уже пришёл с фронта, хоть и на костылях. День, которого все уже давно ждали, запомнился мне очень солнечным — я тогда был на пасеке, мед собирал. Медосбор весной 1945 г. был прекрасный — подсолнечник, гречиха. Пчеловоды удивлялись, сколько я меду взял… Погода стояла — чудо. От цветущих садов аромат стоял пьянящий, было очень солнечно. Часов в одиннадцать прибежал хуторянин, крикнул: «Победа!.." А после войны уехал в Ленинград, поступил на первый курс Экономического факультета ЛГУ. Н. Д. Колесов, профессор Экономического факультета (на фронт ушел в июле 1943 г. со школьной скамьи. В стрелковой дивизии 4-го Украинского фронта был автоматчиком, сапером, разведчиком).
Материал «Самый памятный — День Победы!», опубликованный в журнале «Санкт-Петербургский университет» № 8 (3775), 20 мая 2008 г.