Программа развития СПбГУ на 2021–2030 годы
На совещании были представлены основные итоги за 2010–2019 годы по всем сферам деятельности Университета. Так, за эти годы СПбГУ удалось существенно увеличить число иностранных обучающихся (2010 год — 1809, 2019 — 3775). К 2030 году, согласно Концепции реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования, этот показатель также необходимо будет удвоить. Кроме того, наблюдается рост числа дополнительных образовательных программ и их слушателей. Если за 2010 год общее число слушателей составило 1472 человека, то в 2019 году этот показатель вырос до 11084 человек. Расширилось и количество вузов-партнеров. Уверенно развивается клиническая модель прохождения практик: вместо двух клиник сейчас функционирует восемь. С годами существенно выросло число участников Олимпиад школьников СПбГУ, что стало возможным благодаря включению Олимпиад в перечень, утвержденный Минобрнауки РФ. Одним из самых существенных результатов за указанный период в сфере образования стало значительное увеличение среднего балла поступающих в СПбГУ: с 76,3 баллов в 2010 году до 92,4 в 2019.
В рамках предыдущей Программы развития была поставлена задача увеличения образовательных программ, реализуемых по модели двух дипломов. С 2010 по 2019 год число таких программ выросло с 4 до 14. Значительно увеличилось количество партнеров-работодателей Университета: теперь представители работодателей входят в составы учебно-методических комиссий, советы образовательных программ, государственные аттестационные комиссии. Также наблюдается положительная динамика прироста иногородних абитуриентов (Шаги к открытому приему).
В области науки наблюдается существенный рост числа научных журналов СПбГУ, вошедших в индексируемые наукометрические базы (в 2010 году — один журнал из 19, в 2019 — 16 из 28). Почти 80 иностранных ученых работают в Университете по трудовым договорам. По состоянию на 2019 год, 118 проектов ученых СПбГУ было поддержано Российским научным фондом и 315 — Российским фондом фундаментальных исследований. Увеличилось число публикаций, проиндексированных в Scopus: с 1307 (2010) до 4338 (2019) и Web of Science: с 1098 до 3799. Кроме того, за этот период в СПбГУ с нуля было создано 19 малых инновационных предприятий и получено 11 грантов на создание мегалабораторий под руководством ведущих ученых мира.
Экспертная деятельность СПбГУ за период с 2010 по 2019 год характеризуется расширением предметных областей экспертизы. Если в 2010 году экспертиза в основном ограничивалась всего десятью предметными областями, то сегодня Университет позиционируется как экспертный центр органов государственной власти с расширением поля экспертных областей до 36 направлений. Также увеличилось число задействованных в экспертной деятельности научно-педагогических работников примерно в четыре раза. Благодаря усилиям руководства Университета экспертная деятельность вошла в состав государственного задания Санкт-Петербургского университета (Антон Попов: «За экспертизой в СПбГУ может обратиться каждый», Как мы сегодня пишем историю Университета? или Историческая память поколений, Экспертный университет).
Кроме того, руководству Университета удалось добиться включения в число видов основной деятельности Университета музейной деятельности. Сейчас общее количество предметов, которые находятся в музейном фонде Университета, составляет три миллиона единиц («Музеи Университета: победный рывок из прошлого в будущее» (часть первая и часть вторая)).
Почти в два раза выросла исходящая мобильность студентов СПбГУ, которые прошли обучение в зарубежном вузе-партнере. Также увеличилось число вузов-партнеров (с 319 до 533). Санкт-Петербургский университет открыл четыре представительства за рубежом, увеличил число иностранных преподавателей и студентов, принявших участие в программах академической мобильности (Как изменилась система организации международной деятельности СПбГУ). С 6 до 80 увеличилось число Центров языкового тестирования СПбГУ «Русский язык как иностранный» за рубежом, которые выполняют важную функцию продвижения русского языка за пределами России («Те, кто решил изучать русский язык, — удивительные люди»: о работе Центра языкового тестирования, От одного до двадцати языков: как работает Центр языкового тестирования СПбГУ, Интерес к русскому языку резко возрос: СПбГУ проведет онлайн-марафон для преподавателей более 100 стран).
В 2018 году ректору удалось выполнить наказ избирателей, который был дан ему как кандидату на выборах на должность ректора СПбГУ в 2008 году (Материалы ректорского совещания от 9 июля 2012 года). У СПбГУ, наконец-то, появилась своя медицинская клиника. Клиника высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова — одна из наиболее эффективных профильных хирургических организаций России, которая обладает мощным потенциалом высококвалифицированных врачей (Клиника завтрашнего дня уже сегодня, Клиника имени Пирогова СПбГУ — в рейтинге лучших медицинских учреждений Петербурга, За время пандемии в Клинике высоких медицинских технологий СПбГУ провели более 5000 операций, Клиника имени Пирогова СПбГУ — на первом месте в рейтинге медицинских учреждений Петербурга).
В 2011 году в Санкт-Петербургском университете была создана Виртуальная приемная — первый подобный инструмент в арсенале российских вузов, обратиться в которую может любой желающий (Студсовет СПбГУ и права обучающихся: от прошлого к настоящему, Студенты влияют на качество образования в СПбГУ, Материалы ректорского совещания от 23.03.2020). За время существования число обращений в Виртуальную приемную выросло с 397 до 2533. В период пандемии она стала единственной возможностью для студентов и преподавателей обратиться с любым вопросом к администрации вуза.
Во время ректорского совещания первый проректор СПбГУ Е. Г. Чернова рассказала об основных требованиях к структуре и содержанию Программы развития университета. Так, в рамках программы развития необходимо определить цели, пути их достижения и комплекс мероприятий, которые позволят достигнуть поставленных целей. Структура программы должна содержать количественные и содержательные характеристики, вынесенные в пакет приложений программы. Требования к содержанию определены Министерством науки и высшего образования. Прежде всего программа должна соответствовать стратегическим документам, современным вызовам экономики, запросам рынка труда и рынка технологий и передовым научным достижениям. Содержание должно отвечать требованиям амбициозности, но в то же время быть реалистичным и обеспечивать преемственность развития тех целей, которые ставились предшествующей Программой развития и были достигнуты полностью или частично, впитывать в себя лучшие практики и накопленные научные и исследовательские достижения.