Ученые СПбГУ доказали, что личность художника не оказывает влияния на стоимость его картин
Проект «Новые методы экономико-математического моделирования арт-рынка» поддержан грантом Российского научного фонда.
«Мы провели эксперимент, чтобы выяснить, что сильнее влияет на цены на аукционах: биография художника, которая, конечно, отражается на его творчестве, или особенности самих произведений, которые важны для зрителей, но не связаны напрямую с личностью автора»,- рассказала доцент кафедры статистики, учета и аудита СПбГУ Валерия Колычева. Для решения этой задачи ученые собрали данные о продажах 30 тыс. произведений искусства на сайтах крупнейших аукционных домов — «Сотбис», «Кристис» и «Филлипс». С помощью гедонической линейной регрессии экономисты установили профилирующие признаки, связанные с биографией автора или характеристиками произведения, а также была использована формула для статистического расчета на основе полученных результатов моделей.
При анализе факторы были разделены на две категории — характеристики автора (пол, возраст на момент создания произведения, национальность, наличие специального образования, факт эмиграции, несчастных случаев и другие), а также характеристики произведения (размер полотна, материал и техника исполнения, наличие авторской подписи и рамы, факт подтверждения фашистско-нацистским конфискациям, количество упоминаний в научной литературе и прочие).
Исследователи выяснили, что материал исполнения произведения искусства сильно влияет на стоимость картины. Так, например, литография и бумага уступают по цене другим, поскольку литография — это процесс печати, значит, копии могут быть легко изготовлены. Бумага же чаще всего используется для создания эскизов, а завершенная идея переносится на холст. Масло на холсте — самая дорогостоящая техника, требующая от художника особых усилий и мастерства. Нельзя создать два абсолютно одинаковых полотна, даже если они являются авторскими копиями, поэтому стоимость каждого экземпляра значительно выше.
Экономисты также нашли связь между стоимостью и количеством выставок или упоминаний произведения в публичном пространстве. Так, чем больше раз то или иное произведение выставлялось в различных музеях и становилось объектом публикаций в литературе и СМИ, тем выше его культурная значимость и, соответственно, цена.
Гипотеза о смерти автора оказалась справедлива для арт-рынка, это новый и неожиданный результат, важный для конъюнктуры.
Источник: https://www.kommersant.ru/