Мне повезло со студентами: профессор Сергей Белозёров об атмосфере на онлайн-лекциях

Пандемия коронавируса COVID-19 внесла свои коррективы в образовательный процесс. О том, как реализовано обучение в дистанционном формате, мы побеседовали с доктором экономических наук, профессором СПбГУ Сергеем Белозёровым и узнали, как изменения в организации образовательного процесса повлияли на его работу со студентами.
14 апреля 2020 | Образование, Центр финансовой грамотности (финансовая клиника)
Переход на онлайн-обучение произошел в максимально сжатые сроки. Сталкивались ли Вы с какими-либо проблемами при переходе к этому формату?
 
Действительно переход на обучение в режиме онлайн произошел в сжатые сроки. Очень оперативно, буквально - в один день. Однако расписание занятий сложилось так, что у меня, как раз, были эти 3-4 дня. Не могу сказать, что столкнулся с какими-либо проблемами при переходе к преподаванию в режиме онлайн. Дело в том, что учебный процесс в СПбГУ организован таким образом, что лекционные и практические занятия проходят в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины (РПУД).
Для того чтобы реализовать РПУД в режиме онлайн в моем распоряжении еще до объявления карантина уже были, как минимум, три инструмента: платформа электронного образования Blackboard, которая уже не один год используется в СПбГУ и известна научно-педагогическим работникам; платформы для видео- и аудио конференций, чатов и веб-семинаров; и давно вошедшая в ежедневный обиход корпоративная почта СПбГУ.
Нужно сказать, что каждый из этих инструментов имеет свои достоинства и недостатки для организации занятий в режиме-онлайн. Но их комплексное использование, по моему мнению, должно привести к приемлемому результату, который мы увидим в ходе итоговой аттестации.
С серьёзными проблемами при переходе к онлайн-обучению я не сталкивался, а столкнулся с некоторыми сложностями, связанными с необходимостью оперативного изучения углубленных функций Blackboard, платформ для видео- и аудио конференций.
Кроме того, Санкт-Петербургский университет оперативно предложил преподавателям и другие инструменты для организации онлайн-занятий, например, видео-лекции. Знаю, что не один преподаватель воспользовался этими возможностями.
Уверен, что онлайн-курсы, над разработкой которых наш Университет активно работает в последнее время, также являются значимым способом коммуникации со студентами. И не только со студентами СПбГУ, но и со студентами других российских и зарубежных вузов.
Как раз, сейчас, когда я отвечаю на этот вопрос, на корпоративную почту от студентов одной из групп приходят сообщения: «Доброе утро, Сергей Анатольевич! Материалы получены и доведены до сведения всей группы»; «Ребята попросили у Вас уточнить формат проведения семинарского занятия. Оно пройдёт онлайн на какой-то платформе?» Получается, что онлайн - лекция началась на 20 минут раньше. Кроме того, и по окончании лекции я также отвечаю на многочисленные вопросы студентов.
 
Вот уже 4-ю неделю в СПбГУ идут удалённые занятия. По Вашему мнению, за этот период изменилось ли отношение студентов к онлайн-лекциям? Может быть, у Вас появились какие-то собственные находки, секреты в методике онлайн-преподавания?
 
На мой взгляд, студенты добросовестно относились и относятся к удаленным занятиям. Не знаю, может, мне повезло, и в этом семестре у меня именно такие студенты. Например, сейчас провожу занятия с группой бакалавриата Института наук о Земле. Ребята активны. Задания выполняют в срок. Все участвуют в онлайн-обсуждениях. Думаю, что студенты, пришедшие в университет для того, чтобы получить знания, получат их и в условиях карантина.
Особых секретов у меня нет. Но, действительно, появляются какие-то методические приемы преподавания в формате онлайн. Их еще нужно систематизировать и обобщить. Однако точно могу сказать, что преподавание в таком формате требует внимательного отношения к аудитории: студент должен оперативно получить ответ на каждый возникший у него вопрос, хотя эти вопросы иногда неточно или недостаточно корректно сформулированы. Каждое выполненное студентом задание должно получить оценку, студент должен увидеть комментарии преподавателя по поводу качества выполнения задания.
 
Вы являетесь руководителем Финансовой клиники СПбГУ. В этом году практику в клинике проходили более 20 студентов. Как в создавшихся условиях была организована практика и зачет?
 
 
Действительно в этом году практику в Центр Финансовой грамотности СПбГУ (Финансовую клинику) проходят 24 студента.
Период практики закончился до объявления карантина. Как обычно, практика прошла успешно, уверен, с пользой для преподавателей и студентов. Прошел ряд мероприятий, во время которых практиканты делали презентации на актуальные темы, связанные с повышением уровня финансовой грамотности российских граждан; давали рекомендации, связанные с решением различных вопросов по формированию бюджета домашнего хозяйства; общались с преподавателями; участвовали в научных форматах, например, в рамках IV Форума труда прошел организованный совместно с экономическим факультетом МГУ круглый стол «Финансовая грамотность на рабочем месте».
Общение и взаимодействие преподавателей и студентов было организовано, в том числе, и в онлайн-формате - в рамках созданной в одной из социальных сетей онлайн-группы (интернет-сообщества).
Объявления и новости о мероприятиях Центра финансовой грамотности и информация об их результатах своевременно размещалась на сайте СПбГУ.
Сейчас нужно организовать в формате онлайн защиту отчетов по практике. Мы работаем над организацией защиты. Уверен в том, что наши студенты достойно защитят свои отчеты.
 
В последнее время идет дискуссия о преимуществах и недостатках онлайн-образования. Какие Вы можете отметить достоинства и недостатки формата онлайн? Как Вы считаете, ситуация, которая сейчас сложилась, будет способствовать принятию рациональных решений.
 
Отвечая на этот вопрос, в первую очередь я хотел бы подчеркнуть достоинства привычного нам всем формата взаимодействия преподавателя и студентов – непосредственное общение в аудитории. Этот формат нельзя заменить ничем.
Работая со студенческой аудиторией, преподаватель дает слушателям не только информацию. Он передает ребятам свое отношение к фактам, событиям, способам решения той или иной задачи…, он передает студентам свои эмоции, свою уверенность в необходимости получения новых знаний, он «настраивает» аудиторию. В формате онлайн невозможно достигнуть такого эмоционального единства преподавателя и студентов, которое возникает порой после удачно проведенного занятия, когда преподавателю хочется выходить за кафедру снова и снова, а студентам вновь хочется приходить на его занятия. Только во время живого общения со студентами преподаватель воспитывает их, прививая любовь к науке и своему предмету.
Конечно, время не стоит на месте. Возникли и будут возникать новые интересные и полезные форматы взаимодействия преподавателя и студентов.
Уверен в том, что ситуация в которой вузы, высшее образование оказались в связи с пандемией, будет способствовать развитию онлайн-образования. Более того, эта ситуация ускорит процесс распространения и развития этих форм. В результате процесса преподаватели получат новые для себя инструменты поиска и обработки динамично изменяющейся информации для подготовки к занятиям; совершенствования образовательных методик и способов взаимодействия со студентами и аспирантами.
 
В заключение хотел бы пожелать всем здоровья и благополучия и выразить уверенность в том, что пандемия скоро закончится, а преподаватели и студенты вернутся в университетские аудитории.
Все новости